Максим Черепахин: Мы, экспортные центры, немного засиделись и ждем активной работы

Статья
16.05.2020 12:26

Максим Черепахин, заместитель директора Фонда поддержки внешнеэкономической деятельности Московской области, рассказал об организации поддержки экспортной деятельности в России и в своем регионе. Это произошло в рамках онлайн-встречи, организованной Союзлегпромом.

Он рассказал о мерах поддержки и институтах поддержки, которые существуют на территории Российской Федерации: «К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что очень многие предприниматели не знают о существовании таких институтов поддержки как Центр поддержки экспорта. На сегодняшний день они открыты практически в 80-ти регионах России. И все курируются из единого центра под названием Российский экспортный центр, задачи которого, и нас в частности, являются увеличение нашей экспортной выручки и увеличение несырьевого, неэнргетического экспорта. Естественно, в первую очередь буду говорить от лица Московской области о поддержке, которую оказываем мы, но все региональные институты так или иначе, оказывают такую же поддержку. Есть небольшие отличия, но думаю, каждый представитель бизнеса могут обратиться в свой региональный центр по поддержке экспорта для того, что б получить дополнительные объяснения.

Разобью выступление на 2 части: расскажу о мерах поддержки в целом и прокомментирую ситуацию с выставочными мероприятиями - как мы видим и как видит РЭЦ».

О мерах поддержки.

Прежде всего хочется сказать, что экспорт – не только поиск партнеров. Поиск партнеров – по сути маркетинговое мероприятие, к которым относятся выставки, но это и целый спектр услуг и шагов, которые экспортер должен реализовать, для того, чтобы сам контракт и поставка состоялись. Это и провести определенное маркетинговое исследование, узнать о возможных барьерах на том или ином рынке, подготовиться к этим барьерам, адаптировать, возможно, свой продукт, производство. И уже только на третьем этапе мы приступаем к поиску потенциального партнера, после чего вы вступаете непосредственно в этап коммерческих переговоров, заключение контрактов, это тоже очень важно, потом идет логистика, таможня, возврат НДС, финансы, оплата. На каждом из этих этапов мы, как структура поддержки, можем оказать содействие, как консультационное, так и непосредственно практическое. Например, к нам сейчас обращаются компании, которые нашли тех или иных партнеров и просят оказать содействие в проведении экспертизы экспортного контракта для того, чтобы мы, со своей стороны, могли дать некую правовую оценку тем или иным статьям договора, чтоб снизить определенные риски для наших предпринимателей. Также мы проводим проверку потенциального контрагента на благонадежность. Если вы впервые планируете работать с зарубежным контрагентом со 100% предоплатой, у вас есть определенные риски, и вы можете к нам обратиться, чтоб мы могли навести определенные справки о вашем контрагенте, чтоб вы были во всеоружии и знали, на какой стадии и в каком состоянии находится потенциальный партнер.

Про выставки.

Прежде основной массив работы падал на выставки и бизнесс-миссии, целевые поездки в те или иные страны с целью переговоров с «теплыми контактами», партнерами, которые уже готовы встречаться для обсуждения деталей возможной сделки. Сегодня, в связи с тем, что все сидят на самоизоляции, сообщение между странами и даже некоторыми городами закрыто, поэтому мы, как Фонд поддержки внешнеэкономической деятельности Московской области и другие регионы также, максимально акцентируем свое внимание на тех мерах поддержки, которые можно оказывать в режиме онлайн. По нашим опросам, основная проблема у экспортера, помимо заема финансовых средств, - поиск экспортера , поэтому у нас существует услуга размещения на торгово-электронных площадках.

В центре поддержки экспорта могут оказать содействие производителю по выходу на ту или иную электронную площадку и частично или полностью оплатить размещение продукции и создание аккаунта. Также мы оказываем содействие в маркетинговых исследованиях, переводе сайта на иностранный язык для того, чтоб компания имела возможность вкладывать рекламный бюджет в продвижение своего сайта на иностранном языке с целью привлечения иностранной аудитории.

Также мы производим дистанционный поиск и подбор контрагентов. Компании могут обратиться к нам с заявкой с определенными приложениями и презентацией и просьбой найти партнеров в той или иной стране. Соответственно, мы по нашим каналам, в том числе по каналам сети торгово-промышленных палат, которые имеют своим представительства в иностранных государствах, через институт торгпредств, собственными силами, а также через сети партнеров, которые у нас существуют, оказываем эту услугу. Когда привлекаем третьи лица, в частности партнеров-консалтеров, которые готовы с вашими презентациями сейчас виртуально, до этого физически «оббежать» те или иные офисы, достучаться до тех или иных дверей, чтобы вами заинтересовались, - эти услуги полностью оплачивает фонд. Я бы хотел акцентировать свое внимание на том, что услуги, которые оказывает Фонд поддержки экспорта, практически все бесплатны для субъектов малого и среднего предпринимательства. Для крупного бизнеса все услуги предоставляются на условиях софинансирования - 50 на 50. Это также может быть существенно, особенно, если мы с вами говорим про выставки. И вот мы сейчас с вами подходим к основным локомотивам поддержки, потому что это – наиболее затратная часть и наиболее эффективная. При этом выставки – не развлекательное, а деловое мероприятие, которое способствует увеличению и росту потенциальных клиентов, партнеров и укреплению дальнейших связей.

Сейчас ряд международных выставок перенесены. Мы столкнулись с проблемой, что уже в этом году компаниями были подписаны соглашения и внесены предоплаты на ряд выставок, при этом с марта зарубежные выставки начали закрываться, и все наши выставки перенесены на сентябрь и октябрь. В Сингапуре должна была быть в феврале - перенесена на август. Возможно, Сингапур по примеру Южной Кореи снимет все ограничения и откроет выставки, но при этом могут быть не сняты ограничения в России на выезд. Тем не менее, компании, которые хотят принять участие в выставках, которые перенесены и запланированы на период с сентября и до конца года, могут отправлять заявки в Фонд. Если мы будем понимать, что выставка состоится, мы обязательно окажем содействие нашим предприятиям в организации участия в данном мероприятии.

В Московской области не компенсируются фактически понесенные затраты, такой меры поддержки у нас нет. Мы субсидируем будущие выставки. Если компания к нам обратилась с заявкой, то, по сути, мы оплачиваем ее участие организаторам. Вы от нас никаких денег не видите и не получаете. Если вы уже что-то запланировали и несете фактические затраты, то мы, к сожалению, вам их компенсировать не сможем. Мы не можем разрывать бюджетные средства между годами.

По нашей статистике порядка 65% экспортных контрактов, которые прошли через фонд, приходилось именно на участие в международных выставках. Поэтому мы прежде всего заинтересованы в том, чтобы были сняты все ограничения, открыты границы. Проводить международную выставку, даже если она будет в Москве, но не позволить иностранным покупателями приехать по тем или иным причинам, а потом оценивать ее эффективность и сравнивать с предыдущим сезоном будет некорректно. Мы со своей стороны надеемся на то, что это случится как можно скорее. Но есть объективные и субъективные факты, которые говорят, что если выставки и состоятся, то это скорее всего октябрь-ноябрь. Наши кураторы из Российского экспортного центра говорят нам, чтоб мы морально готовились к тому, что возможно до конца года выставок не будет. Это, конечно, не самые хорошие новости, но тем не менее, хотел бы обратить внимание на то, что есть альтернативные способы поиска иностранных покупателей, хотя прекрасно отдаю себе отчет в том, что продавать текстильную продукцию, ткани, одежду, не пощупав, не посмотрев ткани, крайне сложно, если не говорим о сегменте b2c, когда продукция продается в розницу в интернете. Но если говорим о сегменте b2b, то это – крайне затруднительно, но тем не менее уже сейчас проводим с потенциальными покупателями точно также в режиме конференции онлайн-встречи между производителями и покупателями. Если для этого требуется, привлекаем переводчика, чтобы компании могли конкретно обсудить возможную сделку. В этом и есть наша основная задача – организовать возможность проведения деловых переговоров между производителем и потенциальным покупателем. В самих переговорах, как сторона мы не принимаем участие, но если производитель просит оказать содействие в проведении переговоров, возможно, нет определенных переговорных навыков или есть определенная специфика, логистическая, таможенная и т.д., и есть необходимость участия нашего специалиста, то мы всегда принимаем участие в подобного рода конференциях.

Мы все (экспортные центры) немного засиделись и ждем активной работы. И заинтересованы в том, чтоб экспорт развивался несмотря ни на что, и будем прикладывать к этому максимум усилий.

1 «« 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 »» 194

    Другие новости раздела Господдержка; Выставки :