Союзлегпром: Цифровая трансформация легкой промышленности до и после Covid-19

Статья
09.05.2020 13:09

22 апреля в рамках программы еженедельных видеоконференций Союзлегпрома Андрей Голуб, основатель инновационной компании ELSE Corp., генеральный директор компании ICOL Group по Италии, автор книги «Искусственный интеллект для моды» и Гаджи Кадиев, глава представительства компании Juki в России, обсудили цифровую трансформацию легкой промышленности до и после пандемии. Эфир смотрела редактор ИД «Легпромиздат» Ирина Щелкунова.

Возможно, сейчас мы находимся на пути к полной трансформации жизненного цикла продукта и всей цепочки поставок: идея – дизайн – прототип – производство – ритейл – клиент + переработка (новое звено). До начала пандемии многие модные компании, особенно итальянские и французские, думали, что автоматизация, кроме очевидных преимуществ, приводит к потере рабочих мест и социально негативным эффектам. Сегодня ее преимущества заиграли новыми красками, а коронавирус выступил одним из катализаторов этого процесса. Китай отходит от статуса «мировой фабрики» и постепенно переключается на внутренний рынок, во Вьетнаме на днях закрылась самая большая обувная фабрика в мире Pou Chen group, производившая для десятка мировых спортивных брендов, около 80% компаний сегмента fast fashion, размещающих заказы в Бангладеше, отказались оплачивать уже произведенные товары и приобретенные материалы – цепочки поставок нарушены. Многие эксперты сходятся во мнении, что в ритейле, возможно, до конца 2020 года «стабильного рынка нет ни для кого» и «рынок будет разделен по-другому». А не меньше 30% европейских компаний модного сектора не выйдут из кризиса вообще, потому что они уже были финансово не автономными. Ритейл на период пандемии переходит полностью в онлайн и существенно сокращается в объеме, но настоящие проблемы начнутся как раз по выходе из подвешенного состояния, когда наконец-то компании будут готовы разместить новые заказы, но цепочки поставок будут не готовы с ними справиться, и компании, особенно в Азии, не в состоянии внедрить меры социальной дистанции и гарантии здоровья сотрудников. Меняется культура потребления, отношение к онлайн и офлайн, на смену эре поточного производства и забитых складов приходят умные фабрики и зеленые производства, ориентированные на максимальную гибкость, вплоть до единичного производства по запросу, а автоматизацию производств все больше начинают поддерживать на уровне государств и правительств. Теоретически, если бы производства можно было контролировать через облако, а участвующие в процессах специалисты были бы инженерами, а не дешевой рабочей силой, скорее всего, картина была бы немного другая.

Эксперты видеоконференции сходятся во мнении, что в период восстановления и нового передела рынков выживет тот, у кого будет максимальная гибкость и адаптивность цепочек поставок и непосредственно производства, а не скорость или эффективность, как было важно раньше.

Гаджи Кадиев: «С 2006 года убеждаю предприятия в том, что нужно думать иначе, создавать максимально кастомизированные фабрики, гибкие производства. Но не все это воспринимают. Гораздо удобнее работать так, как привычно. Сегодняшняя ситуация показала, что частая сменяемость ассортимента – абсолютная необходимость. И производства, которые построены по иному принципу, не учитывающие ни автоматизацию, ни цифровизацию, ни систему управления производством, – обречены либо не хотят меняться, но это ненадолго – пока их ниши не заняты».

Спикер подчеркнул, что компания Juki, основанная в Японии в 1938 году и экспортирующая сегодня в 180 стран мира, изобрела многое из того, что сейчас кажется обыденным, а сами гибкие производства начали создавать в конце 70-х годов. В 90-х их связали с торговой системой: появилась возможность отшить партию, вечером отдать ее в торговую сеть, на следующий день получить отчет и на его основании принять решение, какое количество каких артикулов отшить дополнительно. Это показало на 30% более эффективные результаты. В 2016 году компания создала первую цифровую машинную. Одной машине, способной выполнять разные задачи, дали термин швейная станция. Ею управляет уже не швея, а оператор. Кроме того, машина становится платформой для передачи опыта за счет того, что при производстве в программу вносятся настройки на разные виды манипуляций, тканей, игл и прочее.

Симбиоз знаний от технологий, автоматизации и цифровизации привел к созданию умных фабрик. И системе управления процессами, позволяющей усовершенствовать потоки, производительность и качество выпускаемой продукции – JaNets. Задачи: увеличить заработную плату, необходимость в гибком производстве, проблема найма квалифицированных операторов, возврат производства в Россию. Основная цель – превращение непроизводственных затрат, когда фабрика теряет деньги и продуктивное время. Преимущества системы JaNets: визуализация рабочего времени операторов, визуализация использования машин, улучшение производительности, автоматическая загрузка швейных данных, идентификация проблем в режиме реального времени и их решение, выплата премиальных, контроль потерь, улучшение контроля себестоимости.

Гаджи Кадиев: «Появляется тотальный контроль всех процессов производства, выявление самых трудозатратных операций. Система показывает историю производительности по изделию – чтобы компания могла прогнозировать свою эффективность. Отбивка затрат – менее двух лет. 35 лет назад в Японии, последние 10 лет в Европе внедряется цифровизация и автоматизация, общеевропейское правительство и правительство стран понимает необходимость современных методов подхода к производству и выделяет на это деньги. Мы обязательно с этим столкнемся, но нужно ли нам догонять? Моя мечта, чтобы как можно больше в России было гибких производств».

Андрей Голуб: ICOL Group как раз специализируется на «фабриках будущего», которое теперь из-за пандемии наступило быстрее. В чем отличие так называемых фабрик будущего от уже хорошо известных «умных фабрик»? В нашем понимании, «фабрика будущего» самостоятельна и готова к управлению динамическими процессами, или лучше сказать, она управляется при помощи искусственного интеллекта, а продукты и материалы для нее готовятся в виде цифровых двойников. А роботы, в отличие от привычных нам машин и автоматов, максимально гибкие, универсальные в перенастройке на новые операции. Плюс, это, конечно, аспект оптимизации по всем направлениям – от минимизации потребления энергии до уменьшения вплоть до нуля времени на перенастройку процессов, минимизация остатков материалов, предиктивный анализ состояния оборудования и постоянный обмен данными между различными подсистемами. Популярный на Западе принцип zero waste (без потерь) можно реализовать только таким образом.

Второе отличие подхода компании к цифровизации – создание цифровых экосистем. С их помощью можно создать полную симуляцию потока операций на фабрике, а затем машины автоматически будут синхронизироваться под это управление. Говоря о вопросе качества ручного труда, спикер отметил, что роботам гораздо проще соблюдать качество по определению.

Первый большой пилотный проект «фабрики будущего», возможно, первой в своем роде на территории стран СНГ и Европы, разработан для белорусской компании «Белвест» – крупного производителя обуви и важного ритейлера. «Руководство «Белвест» поняло, что у традиционного подхода к автоматизации с машинами есть свой предел, нужной фабрике гибкости невозможно достичь просто современными машинами и гибкими процессами. Так родилась идея заняться на уровне программного обеспечения искусственным интеллектом и концепций цифровых двойников продукта. Если продукт зарождается в цифровом виде, умные роботизированные комплексы проведут его через все операции вплоть до визуального контроля качества непосредственно перед упаковкой. Это уже не об оптимизации процессов, а о трансформации подходов работы с продуктом, – рассказывает Андрей Голуб. – Например, наш аппарат для оцифровки – один из основных проблемных моментов работы с кожей: не существует двух одинаковых, даже очень похожих единиц материала, и тем более не существует идеальных шкурок. Дефекты, уровень градиент-перехода цвета и много других факторов влияет на то, что с ней можно делать, какой будет полезный выход. Какая бы ни была «умная» машина, которая будет заниматься раскроем материала, сначала кто-то берет маркер и занимается обводкой контуров и визуальным анализом дефектов как великий шахматист. Мы же создали специальный комплекс для оцифровки кожи и с помощью искусственного интеллекта автоматически определяем все известные дефекты, создаем ментальную карту – цифровой двойник. И дальше можно создавать различные сценарии оптимизации, а автоматизированная линия будет работать со шкуркой, которую она уже знает в деталях».

В дополнение, компания разрабатывает сценарий оцифровки и автоматизации склада материалов. Тогда из цифровой библиотеки доступных материалов можно будет выбрать и использовать нужную шкурку для более оптимального расклада деталей, и получить минимизацию потерь (обрезков). Этот подход позволит существенно повысить эффективность использования материалов.

Еще одна важная инновация от ICOL Group – автоматизированная интеллектуальная транспортная система (роботы-помощники, тележки) на фабрике как часть цифровой экосистемы. «Кроме того, каждый наш робот мультифункциональный – то, что он делает в конкретный момент, зависит от инструмента. Компания предлагает систему сменных инструментов для роботов, мы их производим сами или через партнеров (в Европе, скоро и в Азии), и со временем можно создавать новые. Каждому инструменту соответствует свой «плагин» программного обеспечения. Как итог – получаем оптимальную комбинацию процессов, из которых складываются полностью автономные роботизированные линии, состоящие из ячеек. Но повторюсь, основа всего для нашей отрасли – полностью автоматизированный анализ кожи, оптимальные раскладки и так далее», – комментирует эксперт.

Помимо «фабрик будущего» и цифровой трансформации, компания разрабатывает и другие направления. ICOL ставит перед собой амбициозную цель: «бесшовно» соединить дизайн с производством посредством внедрения цифровых двойников.

«Таким образом, если делать все правильно, то дизайн продукта создается и для самих дизайнеров, для продаж e-commerce, а также и для производства. Это помогает улучшать, делает более эффективной работу и формализацию коллекций, генерирует готовые «картинки» для ритейла. Маркетинг компании получает новый мощный инструмент. E-commerce может не дожидаться, пока физический продукт приехал в шоурум. Есть компании, которые полностью отказались от фотошутинга, – комментирует Андрей Голуб. – Также цифровые модели можно использовать для взаимодействия с клиентом – персонализации, виртуальной примерки. Цикл замыкается. У нас получается полный цикл цифровизации: если начали в дизайне (от рождения концепции) и закончили в производстве (визуальным контролем качества). Есть в мире компании, которые уже набрались смелости и пытаются замкнуть цепочку и оцифровать все процессы, что дает максимальную гибкость и создает базу для реальной цифровой трансформации. После lockdown по вине вируса, следующего за ним повсеместного экономического кризиса и разрыва цепочек во всем мире пришло время думать о гибкости, автономии и самодостаточности, в том числе в России!»

Фотографии предоставлены организаторами конференции.

1 «« 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 »» 194