McKinsey&Company: Выход из кризиса для европейской промышленности возможен только через комплексный подход к автоматизации и роботизации производств

Статья
17.04.2020 13:38

Достижения цифровых технологий могут дать европейскому производству устойчивость и гибкость, необходимые для ускорения восстановления после кризиса и пандемии, считают эксперты McKinsey&Company. ИД «Легпромиздат» публикует тезисы из статьи, опубликованной на сайте компании, а так же комментарии эксперта.

Ситуация с мировой пандемией привела к масштабным изменениям в цепочках поставок и нехватке рабочей силы. Как следствие, изменениям подвергаются производственные цепочки и логистика. Обеспечение безопасности и здоровья сотрудников и устойчивость поставщиков – два ключевых вопроса сегодняшнего дня. После кризиса компании столкнутся с тем, что будут меняться производственные мощности (поставщики, логистика) и придется реагировать на новые быстроменяющиеся новые требования клиентов. Именно эти нагрузки открывают компаниям новые цифровые возможности, обеспечивающие гибкость и устойчивость развития, считают эксперты McKinsey&Company.

Мы попросили прокомментировать ситуацию в Европе и в мире нашего постоянного эксперта темы «цифровая трансформация» Андрея Голуба, генерального директора по Италии и ответственного за направление исследований лаборатории искусственного интеллекта ICOL Group. «Сделать Европу снова великой? Как раз в понедельник я участвовал в одной важной отраслевой конференции (конечно, онлайн), направленной на перезапуск и стратегическое развитие «китайского сектора» легкой промышленности, где в каждой сессии каждый докладчик (кроме меня, я не являюсь экспертом по китайской ситуации) по нескольку раз привлекал внимание к тому факту, что Китай больше не является «мировой фабрикой» и что пришло время Китаю обратить внимание на внутренний рынок. Китайцы, европейцы, конечно же, американцы прекрасно понимают, что волна «Сделать страну Х (снова) великой» – это не просто предвыборный слоган господина Трампа, это – новая реальность нашего мира! А теперь, в ситуации переустройства мира в период выхода из пандемии, очевидно, что это еще и вопрос экономической безопасности, экономической и производственной самодостаточности. Теперь в эпоху пост-Covid, наверное, только самые недальновидные стратеги могут советовать продолжать рассуждать о преимуществах глобализма и «дешевой рабочей силы» в далеких странах.

Особенно неразумно это выглядит, когда самая, не только дешевая, но и надежная, безразличная к вирусам и другим сложным проблемам, которые нас, возможно, ожидают в будущем, система производства уже прямо перед нами – это «умные фабрики», искусственный интеллект и роботизация и поэтапная цифровизация всех цепочек поставок: от создания продукта до его производства, распространения и постпродажи. В Европе, даже в такой стране как Италия, исторически специализирующейся и известной по «креативным индустриям», происходит тектонический сдвиг в умах управленцев и инвесторов. Они, конечно же, будут уделять большое внимание проблеме потери рабочих мест (неквалифицированных). Но, вместе с тем, курс на глобальную автоматизацию, внедрение робототехники и аддитивных производств и цифровизацию всего, что только можно (включая искусство, моду, дизайн), уже взят», – комментирует Андрей Голуб.

Возвращаясь к отчету McKinsey&Company, также в статье отмечается, что большинство компаний, которые пытались ранее провести «цифровую трансформацию» в масштабах всего предприятия, не смогли в полной мере использовать возможности бизнеса, доступные благодаря новым технологиям. Исследование компании показало, что в вопросе «цифровой трансформации» европейское производство отстает от остального мира: только 17 из 44 компаний-членов Global Lighthouse Network (производители, признанные лидерами в принятии цифровых технологий) находятся в Европе, и только три из них используют инструменты четвертой промышленной революции (4IR). Задача усовершенствования устаревших процессов, систем и оборудования с помощью инструментов «Индустрии 4.0» может показаться более сложной, чем создание цифрового производственного объекта с нуля. Тем не менее, существует риск того, что большая часть европейских производств может отстать настолько сильно, что окажется не в состоянии восстановить докризисные позиции, в отличие от технологически более продвинутых производителей в других регионах.

Настало время внедрять цифровые технологии уже сегодня, считают эксперты McKinsey&Company. Среди преимуществ, отмеченных у компаний-лидеров исследования: сокращение времени простоя оборудования на 30–50%, повышение производительности труда на 15–30%, увеличение производительности на 10–30% и снижение стоимости на 10–20%. Это оказывает влияние на всю цепочку создания стоимости продукта, повышает гибкость в удовлетворении спроса клиента, обеспечивает более быстрый выход на рынок и лучшую интеграцию в цепочке поставок.

При этом около 70% компаний, участвовавших в исследовании, не перешли полностью на цифровое производство, а находятся на стадии «тестирования» или «частичного внедрения», пока не имея четкого подхода к быстрому введению инноваций в производственную сеть. Сложности связаны со стратегическим планированием (недостаточное понимание реальной ценности для бизнеса и стимулирование команды), техническими, управленческими и трансформационными возможностями, IT-инфраструктурой, которые могут стать слабым местом при масштабировании пилотных программ цифровизации и цифровой трансформации.

Как европейские лидеры производства будут готовиться к масштабным преобразованиям?

Чтобы оценить готовность компании организовать цифровую трансформацию производства, руководителям производственных организаций советуют рассмотреть следующие вопросы:

  • Где цифровая, робототехническая и передовая аналитика создаст наибольшую ценность в производственной цепочке?
  • Каков текущий уровень амбиций для цифрового преобразования? К какому эффекту стремиться в краткосрочной и среднесрочной перспективе соответственно?
  • Как связать цифровую стратегию с существующей операционной стратегией?
  • Насколько продвинута организация на пути от цифровой разработки и пилотного развертывания к масштабному развертыванию?
  • Есть ли понимание, как создать гибкую студию или центр инноваций в своей организации для поддержки надежного управления?
  • Какие успехи уже достигнуты? Какие факторы были решающими для успеха?
  • С какими основными проблемами приходится иметь дело? Над какими смягчающими действиями работать?
  • В какой степени возможно объединение преобразования бизнеса, технологий и организационных возможностей компании?

Для многих производителей ответы на эти вопросы будут указывать на необходимость тщательного пересмотра их подхода к цифровой трансформации. Те, кто действует быстро, чтобы организовать и поддерживать цифровые преобразования, будут лучше подготовлены к реагированию на долговременные изменения в операционной среде, вызванные пандемией коронавируса. Кроме того, гибкость и устойчивость, которые цифровые технологии добавят к операциям по мере того как производство снова возрастет после завершения текущего кризиса, позволят тем организациям, которые успешно преобразуются, получить значительное преимущество перед более медленными конкурентами.

1 «« 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 »» 243